Север

ВЯЧЕСЛАВ ДУРНЕНКОВ

Север

пьеса

 

 

В свое время меня потрясло дело Евсюкова. Особенно зацепили фразы свидетелей и пострадавших о том, что они не ожидали, что подобное может произойти в супермаркете. Это очень характеризует современного человека. Вседозволенность, всеобщая агрессия и как следствие всего этого безумие, плотность которого ощущается уже просто физически, — вот три основные темы этой пьесы.

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а

Н а с т я, тридцать лет

К о с т я, тридцать лет

О л е г, тридцать лет

П а в е л, пятьдесят лет

А р к а д и й, тридцать лет

В а л е р а, сорок лет

А л е к с е й П е т р о в и ч, пятьдесят лет

Д и м а, двадцать пять лет

Н е м о л о д а я Ж е н щ и н а

Д е в у ш к а, восемнадцать лет

С м е н щ и к, тридцать лет

СЦЕНА 1

Гостиная большого дома. О л е г подходит к стене и смотрит на многочисленные фотографии разных лет: на многих вместе со взрослыми присутствуют мальчик и девочка, очень похожие друг на друга. Олег стелет на диван газету, встает на нее, начинает аккуратно снимать фотографии со стены. Кладет их тут же на диван. Вместо фотографий остаются темные квадраты. Некоторые фото он задерживает в руках, рассматривает. Входит П а в е л, бритый широкоплечий мужик.

П а в е л (восхищенно). Привез собаку. Мощный пес.

О л е г. Как звать?

П а в е л. Агат. Часа три в питомнике провел. Вот еще лето здесь побуду и пойду туда работать…

О л е г. Ты это каждый год говоришь… Помоги, фотографии на стол переложи, только аккуратно — стекло…

Павел берет фотографии c дивана и складывает стопкой на столе.

П а в е л. Они еще один дом по улице купили. Степанцовых который… Теперь вся сторона улицы их. Главный-то у них этот увидел, как я пса веду, говорит — не дай бог на улице появится, у нас тут дети. И, сука, смотрит так на меня, будто он здесь хозяин…

О л е г (рассеянно). Да ты националист прямо какой-то…

П а в е л. Станешь тут. Откуда у них деньги? Наркота… Может, скоро вообще отсюда переезжать придется. В питомнике хорошо — одни русские работают.

О л е г. Ну, отработаешь лето, и держать тебя не буду…

П а в е л. Посмотрим…

Павел ставит фотографии большой стопкой, она накреняется и валится набок. Бьются стеклянные рамы. Олег соскакивает с дивана.

О л е г. Паша, блин, ты что творишь?

Павел судорожно собирает фотографии, режет руки об осколки стекла, появляется кровь.

П а в е л (бормочет). К счастью, к счастью…

Олег садится над осколками. Павел виновато топчется рядом. Олег рукавом стирает кровь с фотографий.

О л е г. Ты их кровью заляпал. Неси аптечку, руку перевяжу…

Павел, виновато понурясь, уходит. Олег из груды сваленных фотографий достает одну — небольшое фото девочки лет десяти, рамка разлетелась полностью, стекло треснуло, и разрез прошел по самому снимку. Вздыхает, качает головой.

О л е г (сам себе). Ну, это я клеем… Ладно. К счастью, к счастью…

Затемнение.

СЦЕНА 2

Квартира Н а с т и. Кухня. А р к а д и й сидит на стуле. Мы видим только его спину. Это очень широкая спина, имеется также короткая шея, голова, обритая на два сантиметра. Настя ставит перед ним тарелку. Аркадий начинает есть. Настя подходит к окну, прижимается лбом к стеклу.

Н а с т я (задумчиво). Первая метель…

А р к а д и й. Ты их что, считаешь?

Н а с т я. Теперь надолго. Значит, уже по-настоящему.

А р к а д и й. Зима? Она, по-моему, здесь вообще не кончается.

Н а с т я (рассеянно). Это очень плохо…

А р к а д и й. Привыкнуть не можешь?

Н а с т я. Иногда кажется, что да, а вот сейчас, например, смотрю и думаю — зачем?

А р к а д и й. Потерпи. Летом к тебе поедем.

Н а с т я. Потом опять сюда?

А р к а д и й. Ты мне там работу найти можешь? Чем недовольна? Ну, хорошо там летом, с деньгами когда особенно. А остальное время? Даже дом не сдашь. Братцу твоему по барабану, а я хочу нормально зарабатывать, здесь пока еще можно…

Н а с т я. Он там круглый год живет…

А р к а д и й. Живет. (Морщится.) Передай хлеб… Плечо потянул. Машукова хоронили — земля как камень. Вот, кстати, вопрос с его местом решаться будет. Тогда еще год — и начальник смены.

Н а с т я. Ты уверен, что тебя на его место возьмут?

А р к а д и й. А кого?

Настя пожимает плечами, передает ему хлебницу.

Н а с т я. У меня сегодня работа новая. Людей буду считать…

А р к а д и й. Не понял.

Н а с т я. Перепись населения…

А р к а д и й. Нас сначала запиши.

Н а с т я. Нас другие будут. Мы по районам…

А р к а д и й (без интереса). Интересно, сколько нас сейчас здесь? Тысяч двадцать есть или нет?

Н а с т я. Вот и узнаем. Я камеру возьму с собой…

А р к а д и й. Зачем?

Н а с т я. Сказали, может пригодиться…

А р к а д и й. Осторожней с ней…

Н а с т я. Постараюсь. Ну ладно, пойду…

Настя отходит от окна. Аркадий поворачивается к ней.

А р к а д и й. Настя, я что тебе хотел сказать…

Настя без эмоций смотрит на мужа.

Я ведь чувствую, поэтому и говорю тебе сейчас. Мне всего этого не надо. Нам это не надо. Я проверю. И не дай бог, ты знаешь…

Н а с т я (впервые улыбается). Знаю. Зароешь, как Машукова?

Аркадий поворачивается к ней.

А р к а д и й. Что-то ты веселая с утра сегодня…

Н а с т я. Все хорошо. Пойду…

Настя уходит.

А р к а д и й (вслед ей). И камеру в чехол положи…

Аркадий поворачивается к столу, некоторое время неподвижно сидит, затем резко бросает вилку на стол. Очень резко, посуда на столе гремит.

СЦЕНА 3

Съемная квартира Константина. Обстановка обычной квартиры. На диване сидит Н а с т я, на коленях у нее папка с вопросником, в руках ручка. Появляется К о с т я с чайником, ставит его на столик. Садится на стул напротив девушки. На полу стоят две большие собранные спортивные сумки.

К о с т я. Может, чай, кофе?

Н а с т я. Спасибо, ничего. Продолжаем? Вы эту квартиру снимаете?

К о с т я. Нет, я сюда сезонно приезжаю. Тут все время кто-то живет…

Н а с т я. А своя у вас есть?

К о с т я. Да. Трехкомнатная….

Настя записывает.

Н а с т я. Пол? Дата и место рождения?

К о с т я. Мужской. Девятое сентября семьдесят пятого года…

Н а с т я. Гражданство?

К о с т я. Российское.

Н а с т я. Состоите в браке?

К о с т я. Не собираюсь.

Н а с т я. Образование?

К о с т я. Высшее.

Н а с т я. Вы иждивенец?

К о с т я. Я? Работаю же…

Н а с т я. Ой, извините, пропустила. Источник средств к существованию…

К о с т я. Снабженец. Оборудование при добыче и разведке месторождений. Вот у вас все отладил и завтра домой…

Н а с т я. Русским языком владеете?

К о с т я. Да.

Н а с т я. Всё. Спасибо вам большое!

К о с т я. Да не трудно было.

Настя встает. Костя тоже.

К о с т я. И сколько людей здесь проживает?

Н а с т я (равнодушно). Не знаю. Только сегодня считать начали…

К о с т я. Девушка, вот у меня к вам вопрос, если можно… Скажите, куда у вас можно вечером пойти? Ну, вот так посидеть просто…

Настя закрывает папку.

Н а с т я. Есть хорошее место. Кафе “Эльвира”. Сегодня там, например, поэтический вечер…

К о с т я. Даже так? А вчера что было?

Н а с т я. Не знаю. Наверное, как обычно…

Звонок в дверь.

К о с т я. Одну секунду… не уходите, пожалуйста…

Костя идет открывать. Настя подходит к столу, смотрит на чертежи. Входят К о с т я и В а л е р а, здоровый плечистый мужик сорока лет.

В а л е р а (Насте). Здравствуйте…

Н а с т я. Добрый день.

К о с т я. Это Валера, он работает со мной…

Н а с т я. Очень приятно. Настя.

К о с т я. Настя, может быть все-таки чаю?

Н а с т я. Спасибо, некогда. У меня еще два подъезда в этом доме…

К о с т я. Да, конечно. Как вы сказали? Кафе “Эльвира”?

Н а с т я. Да. До свиданья…

К о с т я. Всего доброго…

Костя уходит вместе с девушкой. Возвращается.

В а л е р а (ухмыляется). Что за телка у тебя была? Два подъезда у нее еще…

К о с т я. Перепись населения. К вам приходили?

В а л е р а. Пока нет. У тебя вода горячая есть?

К о с т я. С утра была.

В а л е р а. У нас душевая дня три не работает.

К о с т я. Ну, помойся у меня.

В а л е р а. Да я чистый. Я из чайника. Да ты не суетись. Сядь…

Костя садится. Валера остается стоять.

Я сейчас в конторе был. Ты в курсе — Макаров уехал, а на словах передал, что деньги только в конце месяца будут? А сегодня только второе…

К о с т я. Ничего себе…

В а л е р а. Вот так, брат. Остаемся зимовать.

К о с т я. У меня билет…

В а л е р а. И у нас были. Мы их сожгли нахер…

К о с т я. Зачем?

В а л е р а. Мы все отработали, объект сдали. И до конца месяца ждать не собираемся. Вот я и хочу с тобой перетереть. Макарова нет, теперь ты главный…

К о с т я. При чем тут я? Я такие вопросы не решаю. Ну хочешь, схожу сейчас в контору?

В а л е р а. Тебе то же самое скажут.

К о с т я. Тем более! Еще раз говорю — у меня билет.

В а л е р а. А у нас семьи. Первый раз такое за все время. Почти месяц здесь загорать. Нормально?

К о с т я. Но ведь заплатят?

В а л е р а (возбужденно). Да пошли они! Предложили оплатить билеты до дома. Типа езжайте и там ждите. Кто-то согласился. Мы с Диманом отказались. Я так привык: сделал — получил. Я ведь приезжаю — на! Все гуляют. Там по дороге станция, где всякую детскую фигню продают. Велики, машинки там. И я всегда там что-то ей покупаю. Понимаешь? Всегда. Она ведь ждет. Она знает, я приеду и привезу. Всегда. Она вот на ночь с этим засыпает. Понимаешь?

К о с т я. Понимаю…

В а л е р а. Вот посмотри. Как я ее обмануть могу?

Валера достает из кармана паспорт, оттуда маленькую фотографию. Показывает Косте. На секунду лица мужчин озаряются золотистым светом.

К о с т я. Красавица…

В а л е р а. А то… (Вздыхает.) А я без денег… (Прячет фото назад.) Короче, будем бузить. Ты с нами?

К о с т я. Каким образом? Обратно все развинтите?

В а л е р а. Есть соображения…

К о с т я. Я устал. Хочу свалить отсюда, и как можно быстрее…

В а л е р а. Отвечаешь?

К о с т я. Отвечаю. Я еду домой.

В а л е р а. Ну что могу сказать? Так — значит, так. Пока, начальник…

К о с т я. Пока. Валер, не делайте глупостей…

Валера усмехается и уходит. Костя поднимает со стула пиджак, достает из кармана несколько купюр, пересчитывает. Смотрит на часы.

СЦЕНА 4

А р к а д и й заходит в комнату для персонала. На стуле сидит С м е н щ и к, играет во что-то на телефоне. Сменщик поднимает на него глаза.

С м е н щ и к (равнодушно). Ты на пять минут опоздал…

Аркадий ничего не отвечает. Снимает с вешалки черную куртку, надевает ее. На спине большие желтые буквы — “ОХРАНА”. Медленно до последней пуговицы застегивает куртку.

А р к а д и й. Ты ведь меня не сдашь?

С м е н щ и к (удивленно). Аркаш, о чем ты?

А р к а д и й. Да или нет?

С м е н щ и к. Нет, конечно, скажешь тоже…

А р к а д и й. Освобождай место…

Сменщик встает, снимает свою куртку, вешает ее. Аркадий садится на его место.

С м е н щ и к. Да, кстати, новость — вместо Машукова знаешь кто будет? Плотников! Приказ уже есть. Ну он мужик нормальный, хоть передохнем после этого гамадрила…

Аркадий спокойно смотрит вперед.

Как там за бортом?

А р к а д и й. Очень холодно. Первая метель…

СЦЕНА 5

К о с т я в кафе. Ищет свободное место. За столиком сидит Н а с т я, перед ней половина бутылки шампанского. Костя подходит к ней.

К о с т я. Добрый вечер. Вот пришел по вашей рекомендации…

Н а с т я. Садитесь. Я одна…

Костя садится напротив.

К о с т я (озирается по сторонам). А поэтический вечер?

Н а с т я. Закончился.

К о с т я. Жалко. Мы с вами как-то сегодня официально…

Н а с т я. Такая ситуация была…

К о с т я (кивает на бутылку). Шампанское пьете?

Н а с т я. Допиваю…

К о с т я (с готовностью). Хотите, я еще возьму?

Настя не отвечает, берет и наливает в свой бокал, подвигает его к Косте. Тот немного смущен. Искоса бросает на нее взгляд — Настя не похожа на пьяную.

Да что вы из своего? Я сейчас попрошу…

Н а с т я. Я ничем не болею.

К о с т я. Я не в этом смысле. Ну хорошо… (Берет бокал. Ему неловко.) За знакомство. Слушайте, но ведь правда, давайте я еще возьму, у меня есть деньги…

Н а с т я. Шампанского нет. Это последняя бутылка была. Его сюда очень мало завозят.

К о с т я. А! Жалко…

Н а с т я. Да пейте, мне уже не хочется…

К о с т я. Спасибо. Давайте за знакомство. (Делает глоток.)

Н а с т я. Костя, а вы хотите в порнографии сняться?

Костя кашляет.

К о с т я. Извините?

Н а с т я. В порнографии сняться хотите?

К о с т я. Я? Вы… мне предлагаете?

Н а с т я. Вам.

К о с т я (глуповато). С вами?

Н а с т я. Со мной.

Костя немного отстраняется, чуть более внимательно смотрит на Настю.

Так хотите или нет?

К о с т я (пожимает плечами). Как-то неожиданно. А зачем?

Н а с т я. Ну а зачем вообще снимаются?

К о с т я. Ради денег. А, понял…

Н а с т я. Нет. Мне не нужны ваши деньги. Мне нужен партнер для съемки…

К о с т я. И кто снимать будет?

Н а с т я. Я сама. Включу камеру. Вы уедете, а я смотреть буду.

К о с т я. Ну, мне, конечно, разное предлагали…

Н а с т я. Я сегодня стихи читала. Мне надо как-то разрядиться…

К о с т я. Мне тоже. Можно, я пойду сигареты куплю?

Н а с т я. Конечно.

Костя идет к барной стойке. К столику подходит А л е к с е й П е т р о в и ч — невысокий пожилой интеллигентного вида мужчина. Целует руку Насте, та улыбается ему.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Настенька, ты сегодня изумительно читала! Вот этот последний стих, я его раньше не слышал…

Н а с т я. Это совсем новое, Алексей Петрович.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Вы его мне в тетрадку запишите и все новые, какие есть, туда же…

Н а с т я. Когда вы уже компьютер освоите?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Никогда. Я этому дерьму не доверяю. Мне чтоб твоей рукой красивой, хорошо? Это же стихи!

Н а с т я. Хорошо, сделаю.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Настя, вы невероятная. Вы так похожи на девушек моей молодости…

Н а с т я. Да, чувствую в себе какое-то ретро…

А л е к с е й П е т р о в и ч (задумчиво). Ну что, моя хорошая? Замучить вас воспоминаниями или домой пойти?

Н а с т я. Домой, Алексей Петрович, я еще посижу немного…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Ах да! Забыл похвастаться — у меня персональная выставка в Тюмени! Столько лет ждал!

Н а с т я. Поздравляю вас! От всей души поздравляю!

А л е к с е й П е т р о в и ч. Спасибо, Настенька. Приятного вечера… (уходит).

С пачкой сигарет в руке снова появляется К о с т я. Костя откидывается на спинку стула.

К о с т я. Значит, вы поэтесса? Мне сейчас как-то проще стало…

Н а с т я. В смысле все они шлюхи? Вы это хотели сказать?

К о с т я. Нет, что вы!

Н а с т я. Да ладно. Так и подумали. И сразу раз — картинка сложилась. Давайте сразу договоримся. Я не шлюха.

К о с т я (смущенно). Договорились…

Настя доливает остатки из бутылки в бокал и двигает его к Косте.

Н а с т я. Вот за это. И на “ты”…

Костя отпивает глоток и ставит бокал перед Настей.

К о с т я. Всегда творческие люди интересовали, сам-то я…

Н а с т я. Да я про тебя все знаю, ведущий специалист…

Костя вопросительно смотрит на нее, потом вспоминает — смеется.

К о с т я. Ах да! А это какое порно?

Н а с т я (пожимает плечами). Как пойдет…

К о с т я. Настя, скажи мне одну вещь. Мне завтра уезжать. Денег у меня с собой немного…

Н а с т я. То есть ты боишься?

К о с т я. Нет. Я хочу, чтобы все было без проблем, понимаешь? Они мне не нужны….

Н а с т я. Ну, это же совсем легко делается. Я сейчас встаю и ухожу…

Хочет встать. Костя осторожно берет ее за локоть, усаживает назад.

К о с т я. Извини.

Н а с т я. Остаешься?

К о с т я. Да.

Настя двигает свой бокал к Косте, тот делает маленький глоток, Настя забирает у него бокал, допивает шампанское. Встает. Перед ними внезапно вырастает А р к а д и й в куртке охранника.

А р к а д и й. Настя, Настя…

Настя хмуро смотрит на него.

А ведь обещала… (Поворачивается к Косте, спокойно.) Пойдем, поговорим…

Костя вопросительно смотрит на Настю. Та встает, вплотную подходит к Аркадию.

Н а с т я. Аркаш, может, мы с тобой сами пообщаемся?

Аркадий спокойно отодвигает Настю в сторону. Снова поворачивается к Косте.

А р к а д и й. Братишка, это надо сделать. Давай…

Костя медленно встает. Аркадий слегка подталкивает его в плечо. Настя берет пустую бутылку из-под шампанского и бьет ею Аркадия по голове, тот валится на стол. Настя хватает Костю за руку.

Н а с т я. Валим!

Костя и Настя быстро, почти бегом, выходят из кафе. Аркадий встает, слегка шатается, Спокойно касается затылка. Смотрит на перепачканную кровью ладонь.

А р к а д и й (спокойно). Я же просил…

СЦЕНА 6

Темнота. Комната. Н а с т я в простыне подходит к полке, достает камеру. Залезает обратно в кровать. Нажимает на просмотр. К о с т я подвигается поближе.

Н а с т я. Отсюда…

Пауза. Смотрят. Настя — сосредоточенно. Костя искоса наблюдает за ней.

Вот с этого места начинаться должно. А зачем ты на камеру оглядываешься? Я же сказала — забудь про нее…

К о с т я. Извини, первый раз в порно снимаюсь. И много у тебя таких записей?

Н а с т я. Пока только эта…

К о с т я. Серьезно?

Костя хочет привлечь ее за руку, Настя отстраняется.

Н а с т я. Погоди, я сейчас до конца быстро посмотрю. Вдруг чего-то не хватает…

К о с т я. Слушай, а может, ты просто так уже не можешь?

Н а с т я. Могу. Но ты уезжаешь, а что-то должно остаться…

К о с т я. Оригинально.

Н а с т я. Вот я и хочу, чтобы это осталось…

К о с т я. Ладно, побаловались — и хватит. Давай сюда камеру, я все сотру…

Н а с т я. Ты думаешь, что это еще кто-нибудь увидит?

К о с т я. Думаю, что да. Просто уверен…

Н а с т я. Боишься все-таки. Ладно, стираем. Вот смотри…

Показывает камеру Косте, нажимает кнопку. Костя внимательно смотрит на экранчик.

К о с т я. Спасибо.

Настя откладывает камеру в сторону. Кладет Косте руку на голову, гладит. Тянется для поцелуя.

Мне кажется, сейчас будет лучше…

Звонок в дверь.

Н а с т я. Блин! Это Юлька. Я же ей сказала — переночуй у сестры. Не буду открывать.

Звонок повторяется.

Вот коза…

Настя закутывается в простыню и идет в прихожую. Смотрит в глазок. Возвращается, садится на край кровати. Вид озабоченный.

К о с т я. Что такое?

Н а с т я. Там Аркадий.

К о с т я. Это который в кафе? Отлично. Есть легкое подозрение, что это твой муж?

Настя кивает. Снова звонок.

К о с т я. Что делать?

Н а с т я. Продолжать…

К о с т я. Ты в своем уме?

Н а с т я. Боишься?

Настя залезает под одеяло к Косте. Тот сидит напряженно. Настя обнимает его.

Расслабься…

К о с т я. Боюсь, не получится…

Н а с т я. Вот как раз сейчас все и получится. По-настоящему получится. Поверь…

К о с т я. Мне тебя сейчас так ударить хочется…

Н а с т я. Этого делать не надо. Звони своим друзьям — объясни, что попал в беду. Они приедут и спасут тебя. Только объясни им это так, чтобы они приехали минут через сорок. Не бойся, я ему все равно не открою…

К о с т я. Зачем мне все это?

Н а с т я. Звонок другу, Костя…

Костя пристально смотрит на нее. Поднимает с пола свой телефон. Набирает номер.

К о с т я (по телефону). Валера, у меня проблемы…

Н а с т я. Ладно, тридцать минут…

СЦЕНА 7

Объект. По стенам висят силовые кабели. На цементном полу валяется разный мелкий строительный мусор. На ящике, поигрывая электродом для сварки, сидит крепкий невысокий Д и м а, В а л е р а стоит рядом. На полу сидит О л е г, руки привязаны к батарее. Входит К о с т я.

К о с т я. Кто это?

В а л е р а. Это Олег — сын Макарова…

К о с т я. Это зря. Это очень зря…

В а л е р а. Да ладно тебе. Он живой, даже ни одного ребра еще не сломано. Кстати, а почему? Дима!

Невысокий, плотно сбитый Дима подходит к Олегу. Костя встает между Димой и Олегом.

К о с т я. Мужики, вы сейчас большую херню совершаете…

В а л е р а. Что ты за него впрягаешься? Кто он тебе? Сегодня с нами переночует, а завтра все деньги получим. Макаров в курсе, уже сюда летит. Дима…

Д и м а (Косте). Отойди…

К о с т я. Не отойду…

Дима бьет Костю коленкой под дых, тот сгибается. Приближается к Олегу. Валера поднимает вверх указательный палец.

В а л е р а. Ребро. Одно…

Дима с размаху бьет носком ботинка по ребрам Олега. Тот вскрикивает и дергается.

Дима протягивает Косте руку, тот отталкивает ее. Встает, с ненавистью смотрит на Валеру.

К о с т я (Валере). Ты отморозок!

В а л е р а. А как по-другому? Я рад, что ты с нами…

К о с т я. Не, ребята, вот с этим, извините…

В а л е р а. Значит, когда ты эту бабу драл, про нас быстро вспомнил?

К о с т я. Это не одно и то же…

В а л е р а. Да кто спорит? Я бы сейчас тоже в тепле с телкой. А вот должен здесь за свое кровное…

К о с т я. Отпустите пацана…

В а л е р а. Пока еще ничего не случилось. Нельзя взрослых мужиков за яйца подвешивать. Ты потерпеть предлагаешь? Я полгода здесь вкалывал. Лишь бы копейка. Вот и вся моя жизнь. Ну да какая есть. Надоело мне все это, брат. Они мне должны. Понимаешь? Не я им. Они мне. Я же тебе говорю — мне ехать через станцию, где игрушки продают. И я поеду. Понял?

К о с т я. Это можно было как-то нормально решить…

В а л е р а. Когда этот хер к твоей бабе ломился, это можно было нормально решить?

К о с т я. Это не моя баба…

В а л е р а. А это моя жизнь.

Дима отходит. Слушает.

Д и м а. К нам кто-то идет…

Валера поднимает с пола арматурину, подходит к Олегу.

В а л е р а (Диме). Встречаем…

Дима тоже берет с пола арматурину. Становится напротив выхода. Появляется

А л е к с е й П е т р о в и ч.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Доброй ночи, господа…

В а л е р а. А ты что забыл здесь, дедушка?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Да вот пришел за компанию по шее получить. Не возражаете?

В а л е р а. Ты вообще кто?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Я-то? Местный человек. Художник, у меня в Тюмени скоро выставка персональная, дождался, так сказать. Весь город знает, ребята, что вы здесь. А я как-то засиделся дома. Давно в гуще событий не был.

Д и м а. Давай его тоже к батарее?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Ради бога. Тем более Олега я вот с такого (показывает рукой от пола) возраста знаю. И сам я здесь человек не последний, ради веса возьмите, вас быстрее выслушают. Соглашайтесь, ребята…

Дима и Валера переглядываются.

В а л е р а. Ну, посиди с нами за компанию…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Вот спасибо… (Садится рядом с Олегом. Олегу.) Били?

Тот кивает.

(Без эмоции.) Звери.

В а л е р а. Ошибаешься, дедушка. За свое, за кровное…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Вот я и говорю — звери…

В а л е р а. Ты сейчас договоришься…

Алексей Петрович встает и подходит к Валере.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Ну? Старичка-то? Боишься сдачи получить?

Валера с силой бьет старика в лицо, тот отшатывается, падая навзничь, ударяется об стену. Медленно сползает по стене.

К о с т я. Ну что ты творишь?!

Дима и Костя подходят к старику, пытаются помочь ему встать. Старик как ватная кукла в их руках. Ребята напрягаются. Дима проверяет его пульс и растерянно поворачивается к Валере.

Д и м а. Ты его это…

В а л е р а. Что, пульса нет?

Д и м а. Слабый…

В а л е р а (равнодушно). Ну, значит, выживет…

Сажают старика спиной к стене, тот сидит, опустив голову набок.

Ж е н с к и й г о л о с (с улицы). С прессой поговорить не желаете?

Валера выглядывает в окно.

В а л е р а (в окно). Очень даже. Сейчас спущусь! Будут менты — пацану хана! Ясно?!

Костя в упор смотрит на Валеру.

К о с т я. Как там? Станция с игрушками? В другом направлении поедешь…

В а л е р а (уверенно). Все нормально будет. Я все на себя беру. Твоей вины во всем этом нет. Ты ведь свой билетик не сжег? Сейчас пойду с прессой пообщаюсь, про тебя ни слова…

К о с т я. Я сам пойду.

В а л е р а. Чего так вдруг?

К о с т я. У тебя не получится. Разговаривать буду я. Так будет лучше…

Валера внимательно смотрит на него.

Я выйду, закроете за мной.

Валера и Дима переглядываются.

К о с т я. Вы чего, боитесь, что я убегу? Если я здесь, то, значит, я с вами. Так?

В а л е р а. Мы тебе верим, начальник.

Д и м а. Ты подписался.

Костя кивает, уходит.

СЦЕНА 8

К о с т я выходит на улицу. Никого. Оглядывается по сторонам. Возле стены стоит

Н а с т я. Костя замечает ее.

К о с т я. Привет…

Н а с т я. Привет.

К о с т я. Значит, ты еще и пресса…

Н а с т я. А это моя основная профессия. Я в местной газете работаю. Присядем?

Костя и Настя садятся на скамейку.

Н а с т я. Чего вы хотите?

К о с т я. Обычно говорят — какие ваши требования?

Н а с т я. У меня такое в первый раз. Какие ваши требования?

К о с т я. Отдать задолженность по зарплате…

Н а с т я. Что еще?

К о с т я. Сын Макарова в порядке, но у него сломано ребро…

Н а с т я. Какой сын?

К о с т я. Олег. Сын Макарова. Они его сюда притащили…

Н а с т я. У него нет сына…

К о с т я. Тогда кто это?

Н а с т я. Не знаю. Позволишь, я запишу тебя на диктофон?

К о с т я (усмехается). Ну на камеру уже писала… давай на диктофон…

Настя достает из сумки диктофон. Направляет диктофон в сторону Константина.

Н а с т я (официальным голосом). Константин, озвучьте ваши требования…

К о с т я. Мы не получили деньги за свою работу. Выполнили все свои обязательства, руководство кинуло нас, мы вынуждены остаться здесь в ожидании зарплаты…

Н а с т я. И что мешает просто обратиться в суд?

К о с т я (усмехается). Я думаю, он уже неизбежен…

Настя отключает диктофон. Кладет его в карман.

Н а с т я. Костя, мы успели немного поговорить. Я так поняла, что у тебя все хорошо. А ты просто впрягаешься за этих ребят, так?

К о с т я. Получается, что так…

Н а с т я. Зачем? У них своя жизнь…

К о с т я. Они не скоты, чтобы с ними вот так можно было. Лично у меня одно желание — уехать отсюда и как можно побыстрее…

Н а с т я. Так сделай это! Другие должны тоже как-то шевелиться! Понимаешь? Сами! Никто за них ничего не сделает! А у тебя своя жизнь…

К о с т я. Мы с тобой только переспали, а ты уже мной командуешь.

Н а с т я. Я вижу, какой ты, и мне тебя жаль…

К о с т я. Мне тебя тоже жаль. Я вот уеду, а ты со своим дебилом останешься. Он же прибьет тебя…

Н а с т я. Я не боюсь…

К о с т я. Там еще старик, художник…

Н а с т я. Алексей Петрович, который в кафе к нам подходил?

К о с т я (недоуменно). В кафе? Когда?

Н а с т я (тревожно). С ним все в порядке?

К о с т я. Не знаю, по-моему, нет…

Настя порывисто встает со скамейки.

Н а с т я. Его пальцем нельзя трогать! Он для меня столько… Идем туда! (Рывком поднимает Костю под локоть.) Идем, кому говорю! Быстро!

Г о л о с А р к а д и я (из темноты). Никуда вы, ребята, не пойдете…

Из темноты выходит А р к а д и й с разбитой губой, куртка сильно выпачкана пылью. Подходит к Косте и несколько раз сильно бьет его ножом в живот. Настя закрывает ладонью рот и делает несколько шагов назад в темноту.

СЦЕНА 9

Н е м о л о д а я Ж е н щ и н а. Ведет себя неловко поначалу, но видно, что хочет говорить.

Н е м о л о д а я Ж е н щ и н а. В общем-то дома все было… Ну вот эта привычка дурацкая, идешь с работы и думаешь, дай-ка зайду… Даже если вот так денег особо нет. А их особо-то и нет. Но все равно что-то всегда подкупить надо, да хлеб тот же самый… Вот и зашла. Народу мало было, да и магазин-то небольшой, но вечер, народ все равно тянется. За пивом, конечно, в основном. Там его целая стойка и молочко напротив. Я стою, думаю, что бы взять? А тут рядом ребята эти возле пива, тоже думают. Пацан и девчонка. Я-то спиной стояла. И тут пацан вслух говорит… Ну, матерно… Можно? В общем, говорит — “что за фигня?”. Я сразу по голосу поняла, что он не про пиво сказал. Поворачиваюсь, и тут он в кассиршу стреляет, прямо в голову… это... страшно… это я вам потом расскажу… Я ведь как только его увидела, то, понимаете, сразу испугаться не смогла. Он же в форме этой… На спине и вот здесь (показывает) написано — “Охрана”… Мне эта форма с самого начала не нравилась, вот как только появилась… Я все понимаю, но вот она правда как у фашистов, ей-богу… Но все равно! Тем более я его раньше видела, он в управлении работает. Это у меня когда муж умер, я по его делам туда ходила… видела его — сидит там, обычный такой парень… В общем, психология моя сработала — ну как-то нет у меня страха… Ну нет… А у него в руках, значит, пистолет, значит… А мы в проходе вот так стоим — я и ребята эти… И он к нам. Я как вкопанная просто, стою, смотрю на него. Я говорю — психология сработала. А ребята, они ведь уже другие. Они это кино смотрят, игры эти вот идиотские… Они как-то быстро сообразили. Олежка вот этот за рукав схватил, ну, мы потом все познакомились, и тащит за собой. А там поворот на хлеб и колбасу. Тоже проход. И он снова стреляет. И девочке вот этой вот Алесе, Антон... он ее за шиворот держал, прямо в плечо. Она падает, а мы уже за хлебом… Он снова стреляет. И это все на нас падает. И тут этот охранник Коля из подсобки выбежал. Тоже выстрел. Но вот повезло ему. Коля-то, он, как бы это сказать? Ну сейчас же всех в охранники берут. А он такой, ну доходной, соплей перешибешь. Вот сама, дура, накликала, вот раньше заходила в магазин, думала — не дай бог нападут? И чего Коля сделать может? Его ведь самого защищать надо. Так этот его ударил. Ногами бил. А потом просто стрелять начал по полкам. Мы-то с ребятами лежим, а на нас продукты падают. Разные. Крови много. Девчонке совсем плохо. А конфеты падают, печенье, жвачки всякие. А потом он ушел. Ну, дальше известно, что было. Я считаю, что ему смертная казнь нужна, вот чтобы ему ее дали. Я вот где, если надо, распишусь. Вот даже не сомневайтесь. А что? Одна убита, другая инвалид. Две, считай, жизни поломаны. За что? Я потом, конечно, испугалась, ну, потом уже, когда дома. Я потом спать долго не могла. И знаете что? Потом, когда домой-то уже попала, смотрю — а у меня полные карманы этих конфет, жвачек. Тоже, наверное, психология, и ведь не помню… Я их решила в магазин назад не отдавать, а потом, когда кассиршу Свету похоронили, пришла и на могилку положила. В магазин долго ходить не могла, но потом потихоньку вот начала. Сегодня вот ходила. Ну а как по-другому?

СЦЕНА 10

Н а с т я сидит за столом. На ней неброское, но достаточно дорогое платье. Макияж. Настя немного нервно листает какой-то журнал. К ней подходит А л е к с е й П е т р о в и ч, садится напротив. Настя поднимает на него глаза, взгляд ожидающий, внимательный.

Н а с т я. Ну и как?

А л е к с е й П е т р о в и ч (со вздохом). Все плохо.

Н а с т я. Это я и без вас знаю. Он сказал что-то новое?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Да то же самое, что и вам. Я все записал. Вы можете это прослушать… (Демонстрирует диктофон.) Сейчас он в порядке. Даже шутит.

Н а с т я. Я рада. Только все это ненадолго…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Почему?

Н а с т я. Не знаю. Чувствую. Скоро это опять повторится…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Тогда остается одно — больница. Это очень легко сделать, у нас все на руках…

Н а с т я. Мне хочется побыть еще немного с ним. Нам надо проститься. Как-то по-человечески…

А л е к с е й П е т р о в и ч. И как вы хотите это сделать?

Н а с т я. Мы поедем на юг. У него там дом, который он очень любит. Ему там всегда было хорошо. Я думаю, несколько дней хватит…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Мне кажется, это правильное решение. Настя, а вот скажите мне одну вещь. Вот он все рассказал. Вроде многое повторяется… мы там все присутствуем, ваш бывший муж опять же, но вот этот вот юноша — Олег…

Н а с т я. Какой Олег?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Олег, сын Макарова, которого они взяли в заложники…

Н а с т я. Нет. Про него он ничего не говорил…

А л е к с е й П е т р о в и ч. А раньше?

Н а с т я (хмурится). Не помню. Нет, не говорил…

А л е к с е й П е т р о в и ч (снова демонстрирует диктофон). Здесь он рассказывает о нем.

Н а с т я. Мне надо послушать.

А л е к с е й П е т р о в и ч (озабоченно). Значит, появился новый персонаж. Лично меня это очень тревожит…

Н а с т я. Почему?

А л е к с е й П е т р о в и ч. У него уже устоялась какая-то картинка. Ваше знакомство, разумеется, оно проистекало совершенно по-другому. Все мы как те люди, которые окружают его. Всегда было одно и то же, и вот новый персонаж. Что это значит? Попробуйте вспомнить. Может, они вместе работали? Олег. Его зовут Олег…

Н а с т я. Нет. Не помню такого.

А л е к с е й П е т р о в и ч (вздыхая, пожимает плечами). Надеюсь, что это фактор какого-то улучшения. Разнообразие — это уже шаг вперед…

Н а с т я. Значит, вы одобряете поездку на юг?

А л е к с е й П е т р о в и ч. Да. Я даже смогу навестить вас. У меня будет конференция в Симферополе, заеду после нее к вам. Тем более вы всегда сможете позвонить, если нужна будет помощь…

Н а с т я. Всегда буду рада вас видеть. Давайте сейчас рассчитаемся с вами…

А л е к с е й П е т р о в и ч. Нет, нет. Потом, Настя, давайте это сделаем, когда я уже пойму, что… когда я что-нибудь окончательно пойму. Случай непростой, и я могу вам сказать, что готов участвовать в этом не только как врач…

Н а с т я. Спасибо. Я сделаю для Кости все, что в моих силах…

Алексей Петрович кивает.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Я пойду. Мне пора…

Н а с т я. Хорошо. Дима!

Входит Д и м а в черном костюме.

(Диме). Отвезешь Алексея Петровича…

Дима кивает.

А л е к с е й П е т р о в и ч. Спасибо. До свидания, Настя. (Слегка касается ее плеча.) Держитесь…

Настя грустно улыбается ему.

Дима и Алексей Петрович уходят. Настя снова листает журнал, но видно, что он ее не интересует. Швыряет журнал в сторону, закрывает ладонями лицо.

 

СЦЕНА 11

Большой дом. Гостиная. За столом сидят В а л е р а и Н а с т я. Перед Настей открытый ноутбук. Валера немного сонно смотрит в угол. Настя читает вслух с ноутбука.

Н а с т я. “Она любила массивные хрустальные пепельницы, они были разбросаны по всему дому: в каждой комнате, на каждом столе, одна стояла даже в прихожей на полу, как если бы к ним однажды зашла курящая собака. Курящих гостей, впрочем, всегда было много, но вот собак с собой они почему-то не приводили…” (Прекращает читать, закрывает ноутбук. Вздыхает). Мне кажется, что я сейчас пишу как раньше — стихами. То есть пытаюсь. А стихи исчезли, в один день просто взяли и исчезли… Валера!

Валера вздрагивает, окончательно просыпается.

В а л е р а (бодро). Мне понравилось!

Н а с т я (озабоченно). Что-то их долго нет…

В а л е р а. Анастасия Сергеевна, не переживайте, они здесь рядом купаются. Дима же постоянно с ним…

Н а с т я. Вчера как приехали, он тебя в сторону отвел. О чем говорили?

В а л е р а. Да так, по хозяйству…

Н а с т я. Не нравится мне этот наш сторож. Как его?

В а л е р а. Павел. Да нормальный мужик, свое дело знает…

Н а с т я. Собака у него страшная…

В а л е р а. Собака отличная, своих не тронет.

В гостиной появляются К о с т я и Д и м а. Мокрые волосы, шорты, через плечо у каждого полотенце. У Кости на животе видно несколько белых косых шрамов.

К о с т я (весело). Настя, зря ты с нами не пошла!

Н а с т я. Я крем от загара забыла.

Д и м а. Я метнусь в город. У нас уже список есть, чего не хватает.

К о с т я. Возьми вина хорошег