Семинар в Гуслице 2013

+ Посмотреть фото

Ольга Михайлова:

В июле под Егорьевском в Творческой усадьбе «Гуслица» прошла очередная партнерская лаборатория драматургии и режиссуры. Прежде драматурги и режиссеры собирались в Ясной поляне, руководил ими Михаил Угаров. А в это лето Угаров снимал свой первый фильм «Братья Ч.» по сценарию Елены Греминой. И Людмила Цишковская предложила провести семинар в Гуслице. Там чудесно! У меня, к сожалению, в жизни были разные отношения с режиссерами, кроме самых дружеских и удачных, бывали иногда и другие случаи. И вот Гуслица. Восемь пар «чистых» и «нечистых». И, вы не поверите, ни одного скандала, ни слез, ни обид. Все радовались друг на друга, хотя некоторые режиссеры впервые взяли текст своего автора в руки и увидели самого драматурга.

Елена Исаева:

На атмосферу нашей лаборатории положительно повлияло то, что все работали на всех. То есть не было отдельных приезжающих и уезжающих команд, а было так: сегодня ты режиссер, и другие режиссеры и актеры играют в твоем показе, а завтра ты кому-то помогаешь, становясь актером у другого режиссера в другой пьесе. Таким образом, каждый участник ознакомился со всем материалом, каждый режиссер и актер не остался равнодушным ни к одной работе. Все горячо обсуждалось не только после читки, но постоянно – утром-днем-вечером-ночью. «Болели» и за себя, и за других, переживали, чтобы получилось лучше, советовали, помогали друг другу. Никто не уехал раньше времени, показав только свою работу. Даже Оля Лысак, торопившаяся на съемки в Воронеж, уехала в ночь только после закрытия – на машине – 700 километров – отчаянная женщина! – чтобы к утру попасть в кадр!

Людмила Цишковская:

Атмосфера действительно сложилась! Это всегда чувствуется? особенно в театре – все на атмосфере. На своем веку я повидала столько конфликтных ситуаций, когда режиссер и драматург доходили в своем неприятии и непонимании друг друга буквально до ненависти. Потом в конфликт включались актеры, и пошло-поехало! Сколько прекрасных проектов полегло от таких конфликтов! На урегулирование таких непониманий между драматургом и режиссером тратится очень много энергии, сил, ресурсов. Очень важно понять причину, спокойно в ней разобраться, договориться о терминах, наконец, услышать друг друга, а не стоять насмерть на своих принципах. Вот на нашей лаборатории все было простроено правильно – сначала теория, предложенная Ольгой Михайловой в форме свободного обсуждения, а потом уже практика. Лично для меня это был просто блестящий мастер-класс от состоявшихся и начинающих драматургов и режиссеров. А провокацией послужили розданные заранее «Пятнадцать вопросов в ожидании ответов» по методу действенного анализа К.С.Станиславского.

Ольга Михайлова:

Пространство встречи драматурга и режиссера – это действенный анализ. Казалось бы, где, как не в Российских вузах этому должны обучать. Ан, нет. Кто-то что-то слышал, примерно представляют, а уж пользоваться мало кто умеет. А ведь это не просто метод работы и драматурга при написании пьесы, и режиссера при ее постановке. Это пространство ссоры. Режиссер говорит: у тебя здесь нет действия. Автор возражает: как это нет? Полно действия! Одно только действие и есть! Дальше больше, и вот они уже враги. А всего-навсего надо было для начала определить, что мы называем действием, а что – сквозным действием. Что – задачей, а что – сверхзадачей. И так по всем элементам построения пьесы и спектакля. Мы с этого начали, и надеюсь, наш долгий разговор помог драматургам и режиссерам в их работе.

Елена Исаева:

Теория поверялась на практике. Метод действенного анализа волшебным образом устранял конфликт режиссера с автором, если тот возникал, и делал их союзниками в борьбе за шедевр! После каждого показа другие драматурги, как водится, сочиняли свои пьесы на увиденный сюжет, что, тем не менее, думаю, очень помогало авторам увидеть свою работу со стороны, понять, что нужно еще доделать, прояснить, может быть, сократить. А, может быть, как в случае с Анатолием Королевым – все удалось и состоялось – и это проверено на благодарных зрителях. Еще радовало то, что собрались совершенно разные поколения авторов и режиссеров – от двадцати до семидесяти лет. И возник какой-то правильный энергообмен в обе стороны, и стало понятно, как не хватает нам этого общения, как важно не замыкаться только в своем круге общения, как важно проверять свои идеи на других – непохожих. Когда мы снова встретимся? – этот вопрос в последний день звучал постоянно. Терять это творческое состояние, действительно, не хочется. Надеюсь, что все мы будем его удерживать… И оно удержит нас на плаву!

Людмила Цишковская:

Совершенно очевидно по результату, что эти лаборатории нужно делать регулярными. Польза для всех – очевидная. Идея, заложенная в такую лабораторию еще в Ясной Поляне – полное погружение в материал в отрыве от Москвы и повседневных привязок, конечно, очень продуктивна. Семь дней полного счастья общения, узнавания, совместной интереснейшей работы! Кстати, одной из основных задач Творческой усадьбы «Гуслица» как раз и является создание среды общения среди творческих людей, которые в обыденной жизни могут никогда и не встретиться. Резиденты-художники, которые работают в Гуслице, были очень впечатлены нашествием театралов. Подходили, благодарили, им очень было интересно. Короче, подружились!

Ольга Михайлова:

За четыре дня мы посмотрели восемь читок новых пьес. Самый молодой автор двадцатидвухлетний киевлянин Владимир Хохлов написал пьесу о Чернобыле «Индифферентность». Катастрофа случилась до его рождения, но в прекрасном показе режиссера Ольги Лысак всё происходило буквально на наших глазах. Самым маститым участником был известный писатель Анатолий Королев. Его остросовременную, серьезную пьесу «Формалин» показал режиссер Алексей Жиряков. Мы надеемся, что представленные работы не останутся в рамках лаборатории. Осенью мы предложим часть из них в ТЕАТР.DOK, часть на фестиваль «ДА!» в Дом актера. Несколько документальных пьес были начаты в Пензе на семинаре Пензенского драматического театра «Пенза как она есть», и будут показаны там.

Елена Исаева:

Очень важно, что способ работы лаборатории в Гуслице (Григорий Заславский назвал его «Ремесленная мастерская» - и это очень точно) – когда практически все были заняты в каждом показе и установка была не на демонстрацию своего таланта, а на освоение ремесла – помог режиссерам открыть для себя незнакомых авторов и актеров, актерам – новых режиссеров и авторов. Общение получилось таким плотным и насыщенным, что практически свободной минуты не было. Тут же стали возникать новые тандемы, строились планы, сочинялись сюжеты, которые, надеемся, будут потом воплощены. И на какой-нибудь будущей премьере мы услышим: эта мысль впервые появилась в Гуслице! И это дорогого стоит!

Людмила Цишковская:

Вот, этой лабораторией мы открыли для театральных проектов новое пространство. Читки проходили в таких невероятных местах, что любые декорации просто постыдились бы присутствовать. Часть здания бывшей мануфактуры совсем не тронута ремонтом, и Ольга Лысак очень точно выбрала место для показа про Чернобыль – полная живописнейшая разруха. Сергей Шевченко «Мангровые рощи» Натэллы Ермаковой показал в мансарде на фоне экзотических растений, пения птиц и шума ветра, а под лестницей чугунного литья 19 века очень органично смотрелся показ Риты Саар «Доку.Мент» Марины Крапивиной. У хозяйки Ирины Николаевой планов – громадье, ждет от нас новых театральных проектов.

Ольга Михайлова:

Всегда, прощаясь, говорим спасибо хозяйке. Спасибо, Ирина Николаева! Вы нашли прекрасное место и создали удивительную атмосферу, как говорили в прежние времена «дружбы и сотрудничества». Художники включились в нашу жизнь, и даже оказались прекрасными актерами. Дети, кошки и гуси, душистое сено и волшебные закоулки вашего огромного дома – это всё один большой театр, пространство, в котором легко и весело играть.